Финансовый споры возникают не только между физическими лицами, но и между организациями и простыми людьми. К примеру, о неуплате кредита, высоких процентах по займам и необоснованным штрафам. Об этом мало кто знает, но подобные споры можно попытаться разрешить, обратившись к уполномоченному по финансовым услугам. В этой статье мы рассмотрим процесс подачи обращений и расскажем, кто может это сделать и какие права есть у финансового уполномоченного.
Кто такой финансовый уполномоченный
Финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен — это независимый эксперт, который действует на основании Федерального закона №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Он помогает людям урегулировать споры с финансовыми компаниями в досудебном порядке.
Институт финансового уполномоченного создали, чтобы снизить нагрузку на суды из-за большого числа имущественных споров, которые отнимают большое количество времени.
Принципы работы фин. уполномоченного:
- Законность.
- Справедливость.
- Доступность.
- Прозрачность.
- Свобода.
Финансовый уполномоченный утверждается Советом Директоров Банка России на пять лет. После окончания этого срока он может быть вновь избран на должность, но не может переизбираться более трех сроков подряд. Обращения граждан принимаются и распределяются между омбудсменами при помощи Службы обеспечения деятельности фин. уполномоченного. Эта служба также создается Банком России и имеет статус НКО. Омбудсмены не связаны с ней и работают независимо.
Если спор подлежит обязательному рассмотрению уполномоченным, то подача человеком иска в суд может быть возможна лишь после обращения к такому специалисту. Прием и рассмотрение обращений осуществляются уполномоченным бесплатно.
Основные функции финансового уполномоченного
Каковы основные функции осуществляет финансовый уполномоченный? Это:
- Взаимодействие с организацией, на которую была подана жалоба. Если компания соглашается на досудебное урегулирование и выполняет требования заявителя, омбудсмен оформляет мировое соглашение и прекращает разбирательство.
- Вынесение вердикта. Если компания не согласна с требованиями заявителя, то финансовый уполномоченный выносит свое решение, при этом он может принять как сторону гражданина, так и организации. О принятом решении стороны уведомляются установленным законом способом.
- Установление сроков исполнения. Если по итогам рассмотрения обращения омбудсмен приходит к выводу, что прав заявитель, организации устанавливаются сроки для выполнения всех требований.
Полномочия финансового уполномоченного
Деятельность финансового омбудсмена и его решения приравниваются к судебным. Компании, которые обязаны взаимодействовать с уполномоченным в силу своей специфики, должны также и выполнять его вердикты. Список таких организаций утвержден ЦБ РФ и отражен Реестре согласно Закону №123-ФЗ.
Финансовый уполномоченный рассматривает такие споры, если:
- Сумма требований не превышает 500 тыс руб. Исключение — споры по ОСАГО и НПФ. Здесь возможна любая сумма.
- Финансовая организация включена в Реестр ЦБ РФ или сотрудничает с уполномоченным на добровольной основе.
- Рассматриваются обращения с неистекшим сроком давности в 3 года.
В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному
Рассмотрим подробнее ситуации, когда можно обратиться к фин. уполномоченному.
Споры со страховыми компаниями
Любой человек может обратиться к финансовому омбудсмену, если страховая компания не выплачивает ему возмещение по ОСАГО и каско или потребителя не устраивает объем выплат.
Конфликты с банками по поводу комиссий и дополнительных услуг
Омбудсмен помогает в случаях, если банки:
- Злоупотребляют доверием клиентов, включая в договор дополнительные условия, намеренно написанные мелким шрифтом.
- Предлагают дополнительные услуги за отдельную плату или сотрудничество с третьими лицами и организациями.
- Вынуждают заключать инвестиционные договоры на заведомо невыгодных условиях.
- В одностороннем порядке меняют условия договора.
Проблемы с микрофинансовыми организациями
Жалобы на действия МФО можно направить уполномоченному в течение трех лет после совершения нарушения. Омбудсмен рассматривает вопросы:
- Необоснованно высоких комиссий и штрафов.
- Односторонних изменений договора.
- Скрытых условий, на которые клиент дает согласие, не осознавая этого. Например, в мобильных приложениях при оформлении займа могут стоять галочки в нужных местах заранее. В итоге, человек дает согласие не осознавая этого.
- Навязывание дополнительных услуг.
Кто может обратиться к финансовому уполномоченному
К финансовому уполномоченному может обратиться:
- Физическое лицо.Если человек заключил договор с финансовой организацией или стал пользователем коммерческих услуг. Это может быть заемщик по кредитному договору, выгодоприобретатель (например, наследник по договору страхования жизни), человек, пострадавший в ДТП, лицо, в пользу которого был открыт вклад в банке и.т.д.
- Представитель физического лица. Обращаться к финансовому уполномоченному имеют право законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители гражданина.
Как обратиться к финансовому уполномоченному
Подача обращений к финансовому омбудсмену происходит по определенной схеме.
Пошаговый процесс подачи жалобы
Шаг 1.
Прежде чем подавать жалобу, убедитесь, что характер вашего спора подходит для урегулирования его фин. уполномоченным.
Шаг 2.
Перед тем, как обращаться к омбудсмену, вы должны направить претензию в финансовую организацию, с которой возникли разногласия. Далее вы будете вправе подать жалобу, если ответ вас не устроит.
Шаг 3.
Направить обращение через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного.
Как подать жалобу онлайн
- Зайти на сайт и зарегистрироваться на нем. Удобнее всего это делать с помощью аккаунта на Госуслугах.
- Принять все, что запрашивает АНО «СОДФУ».
- Вам будет предоставлен личный кабинет, где вы сможете подать обращение.
Какие документы понадобятся
Для составления обращения вам понадобятся следующие документы:
- Копия претензии, которая была направлена в финансовую компанию и подтверждение ее направления.
- Копия договоров займа или страхования.
- Копия ответа организации на ваше обращение.
- Копии иных документов.
Как быстро будет вынесено решение
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней. Если для вынесения решения должна быть проведена независимая экспертиза, срок увеличивается, но не более чем на 10 календарных дней.
Как узнать решение финансового уполномоченного и то делать, если оно не устраивает
Решение финансового омбудсмена направляется сторонам в течение одного рабочего дня после его принятия. Вы получите его одним из выбранных способов:
- На бумажном носителе.
- В формате электронного документа.
Если вердикт финансового уполномоченного вас не устраивает, вы можете обжаловать его в суде.
Преимущества обращения к финансовому уполномоченному
Обращение к финансовому омбудсмену имеет ряд преимуществ. Это:
- Бесплатное оказание услуги для физических лиц.
- Легкий алгоритм действий.
- Скорость принятия решения. В течение 15 рабочих дней заявление будет рассмотрено.
- Эффективная помощь.
Кроме того следует помнить, что решение финансового уполномоченного может быть обжаловано в суде по общим нормам рассмотрения споров.
Финансовый уполномоченный — помощник в решении споров с финансовыми компаниями в случаях нарушений с их стороны. Но что делать, если организации действуют по закону, а вы стали злостным неплательщиком по долгам»? Если вы не видите для себя путей решения финансовых проблем, возможно, вам стоит рассмотреть процедуру банкротства.
Алексей Серватовведущий юрист компании «БД консалт»Государство за последние годы создало немало удобных инструментов, которые помогают упростить жизнь должника. Институт финансового уполномоченного — отличный тому пример. При этом важно понимать, что этот человек не волшебник. Он не может избавить вас от самого долга. Для избавления от проблемных кредитов придумана другая процедура — банкротства. Именно она выручает заемщиков в самые критические моменты их финансовой жизни.
Что такое банкротство
Банкротство — единственный законный метод избавления от непосильных долгов в настоящее время. Процедура проводится в соответствии с Законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кому она подходит:
- Тем, кто давно и безрезультатно пытается выбраться из долговой ямы.
- Тем, чьи долги уже превысили 300 000 рублей и постоянно увеличиваются.
- Если нет никаких перспектив улучшения ситуации.
Для того чтобы сэкономить время, силы и нервы, обратитесь за юридическим сопровождением банкротства. Специалисты компании «БД Консалт» не первый год работают для своих клиентов, помогая им справиться с тяжелыми долговыми обязательствами и оформить банкротство с наименьшими потерями сил и средств.
Как мы помогаем:
- Проводим первичную бесплатную консультацию, где рассказываем кто и как может инициировать банкротство, а также выявляем все риски и шансы на успешное банкротство.
- Анализируем все совершенные сделки за период три года, чтобы предусмотреть вероятность их оспаривания.
- Разрабатываем план по защите имущества должника при наличии на то оснований.
- Помогаем в подготовке всех необходимых документов к подаче заявления в суд.
- Подбираем финансового управляющего из списка СРО.
- Представляем интересы должника в суде.
- Консультируем по всем вопросам как во время банкротства, так и после него.
Подведем итоги
- Финансовый уполномоченный — независимый эксперт, который помогает гражданам в спорах с финансовыми компаниями в досудебном порядке.
- Омбудсмен решает споры граждан с банками, МФО, страховыми компаниями.
- Подать жалобу уполномоченному можно онлайн на официальном сайте.
- Если вы понимаете, что в конфликте с финансовыми организациями вы неправы, а ваши долги превысили все допустимые объемы, изучите процедуру банкротства.
- Если вы пришли к выводу, что банкротство стало для вас единственным выходом из сложившейся ситуации, обратитесь к квалифицированным юристам за помощью.
Источники
- Федеральный Закон №123-ФЗ от 04.06.2018 г «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
- Законом 127-ФЗ о банкротстве.
Вопрос-ответ
Могу ли я обратиться к финансовому уполномоченному, если страховщики не выплачивают мне деньги по полису ОСАГО при наступлении страхового случая?
Да, это отражено в должностных обязанностях омбудсмена.
Прошло 15 дней, а ответа от финансового уполномоченного я не получил. Что делать?
Ознакомиться с информацией по вашему делу внимательнее: возможно, была назначена дополнительная экспертиза.
Если меня не устраивает решение омбудсмена, что делать?
Вы вправе обжаловать вердикт уполномоченного в суде.